Многим из нас известна югославская художница Марина Абрамович. Это ее называют “бабушкой искусства перформенса”. Женщина уже более 40 лет организовывает интерактивные инcталляции, которые заставляют… думать.
Выступления Абрамович имеют длительный эффект. К примеру, о ее самом раннем перформенсе – “Ритм 0″ в Studio Morra (Неаполь, Италия) не утихают разговоры и сегодня. Вот о нем и пойдет речь.
“Ритм 0″ – до боли простая постановка. Абрамович стояла неподвижно в течение 6 часов. Людей, которые подходили, просили делать с ней все, чего душа желает. Для этого художница заранее подготовила и разложила на столе 72 предмета…
В руках Абрамович держала инструкцию. Основной ее посыл: делайте, что хотите, я понесу полную ответственность.
Сначала к женщине подходили только фотографы – чисто из профессионального интереса. Спустя какое-то время началось ужасное.
Но пока вернемся к столу с предметами. На нем были “объекты удовpльствия” и “объекты разрушения”. Самое безобидное – перья и цветы; самое опасное – нож, лезвие бритвы и заряженное оружие.
Художественный критик Томас МакЭвилли наблюдал за перформенсом, и вот как он его описывает: “Начало было сдержанным. Кто-то ходил кругами вокруг нее. Кто-то поднимал ей руки. Кто-то не отказывал себе в инtимных прикoсновениях”.